Как приучить ребенка к горшку, в каком возрасте начинать садить на горшок

С какого возраста приучать ребёнка к горшку

Если мы говорим о приучении ребенка к горшку, то, конечно, два года будет лучше, чем один год. Ребенок в этом возрасте уже лучше понимает, его нервная система более или менее созрела, и приучение должно происходить быстрее.

Однако на практике возникает парадокс. Ребенку два года, но он не хочет садиться на горшок. Он старается найти укромное место и делать свои дела подальше от мамы. Мама все равно находит его и ругается, кричит, указывает пальцем на горшок. Ребенок полностью озадачен этой ситуацией.

Приучение к горшку – это более широкое понятие. Оно включает в себя знакомство ребенка со своим телом, понимание того, что его тело может производить, знакомство с различными процессами, полноценное развитие половых органов и способность связывать определенные ощущения с результатом этих ощущений. Также важными навыками являются способность задержать позыв на некоторое время и расслабиться, когда уже сидишь на горшке.

Задачи, стоящие перед маленьким ребенком, действительно огромны. Они требуют серьезной подготовительной работы и не решаются за один день. Ребенок с самых первых дней жизни испытывает дискомфорт от переполненного мочевого пузыря и старается донести эту информацию до мамы. Плач, выгибание, кручение – все это может быть признаками того, что ребенок хочет пойти в туалет.

Если вы спросите свою маму или бабушку, они наверняка расскажут вам, что они так или иначе пытались приучить вас к горшку. Одной из задач было сохранить чистоту пеленок, ведь не у всех была возможность постоянно стирать их. К сожалению, с появлением подгузников потребность в приучении к горшку ушла на задний план, и мало кто об этом знает.

Оптимальным возрастом для начала приучения ребенка к горшку является 3-4 месяца. Это может показаться удивительным, так как обычно в психологических кругах говорят о возрасте 1,3-1,6 лет. Однако сейчас все чаще можно услышать о возрасте 2 года. Сроки самостоятельного хождения на горшок сдвигаются на более поздний период, и это очень печально.

В интернете много информации о том, как важно развивать ребенка с самого раннего возраста, учить его читать и решать математические задачки. Однако мало кто знает о том, что приучение к горшку начинается с понимания и изучения своего тела еще в младенчестве. Ребенок должен знать, где находятся его руки, ноги, живот, спина и половые органы. Он должен изучить возможности своего тела, и это требует определенных действий и условий, которые создает мама.

Также важным условием является наличие правильного горшка. Об этом можно узнать из видеоурока.

Итак, с какого возраста следует начинать приучение к горшку? Создание условий для освоения горшка можно начинать после года, а познание своего тела и подготовку к хождению на горшок – с трех месяцев.

На горшок раньше срока: хорошо ли это

О маленьких детках, которые уже умеют ходить на горшок, рассказывают многие мамы. Иногда эти истории вдохновляют других родителей на то, чтобы как можно раньше научить своего ребенка обходиться без подгузников.

Можно повторять звуки "пись-пись" или говорить "а-а-а" и удерживать малыша на горшке, чтобы он сделал свою нужду. Но стоит помнить, что в этом случае у него возникает только условный рефлекс.

Однако стоит учесть, что если ребенка слишком рано научить этим "трюкам", то после полутора лет он может вести себя не так, как ожидают родители. Если мочевой пузырь ребенка пустой, то сигнал в мозг не поступает, а родители все равно стараются посадить его на горшок и побудить сходить в туалет. В таком случае условный рефлекс может не сработать, так как ребенок не обучен правильному методу. Из-за этого могут возникнуть проблемы с мокрыми штанишками. Родители будут удивляться, почему что-то пошло не так. В такой ситуации нельзя повторно обучить ребенка горшку за один день – родителям снова придется постепенно работать с ребенком, чтобы он развил стойкий навык.

В таблице представлено сравнение особенностей слишком раннего и своевременного обучения.

До 1,5 года После 1,5 года
Навык быстро теряется, так как не является стойким. Ребенок обретает стойкий навык и не теряет его.
Основывается на условных рефлексах. Ребенок действует осознано, его действия контролирует головной мозг.
Обучение продолжительное, малопродуктивное. Обучается легко и быстро.
Промахи случаются часто, при этом и взрослые, и ребенок испытывают стресс. Ребенку проще учиться, при этом он не испытывает негатива.
  • Если ваш ребенок уже старше 18 месяцев;
  • Когда ваш ребенок просыпается после дневного сна, его пеленки (подгузники) остаются сухими в течение еще двух часов. Это означает, что ваш малыш уже умеет контролировать свой мочевой пузырь;
  • Ваш ребенок показывает, что готов сходить по-большому: он затихает, выглядит сосредоточенным и, когда делает нужду, говорит об этом;
  • Ваш ребенок понимает и выполняет простые инструкции: например, идти туда, принести то, положить что-то в определенное место и так далее;
  • Ваш ребенок не возражает против раздевания: он хочет сам снять носочки, штанишки, ботиночки. Он понимает, что значит “одеть и снять трусики”;
  • Ваш ребенок знает и показывает части своего тела;
  • Ваш ребенок может сидеть спокойно в течение 5-10 минут, разглядывая игрушку или смотря мультик.

Если ваш ребенок не проявляет этих признаков, значит, он еще не готов к использованию горшка.

Какие подходы существуют

Приучение к горшку включает в себя умение ребенка самостоятельно контролировать свои естественные потребности и использовать для этого горшок или унитаз. Подходы к этой задаче могут сильно отличаться в зависимости от культурных особенностей и стиля воспитания семьи. Некоторые родители решают полностью отказаться от использования памперсов, чтобы более быстро и эффективно приучить ребенка к туалету, в то время как другие предпочитают начать обучение только после трехлетнего возраста.

Существуют различные подходы к обучению. Некоторые родители покупают специальные горшки-троны и устанавливают систему поощрений за "сухие штаны", в то время как другие сосредотачиваются на системе наказаний за мокрые штаны.

Монтессори педагоги, как и во многих других случаях, не поддерживают ни один из этих подходов. Они стремятся создать подходящую среду для ознакомления и практики, относятся к ребенку с уважением, оказывают необходимую поддержку, но всегда позволяют ему справиться с задачами самостоятельно.

Первое, что нужно запомнить родителям по методу Монтессори, это то, что отправление естественных потребностей является нормальной частью жизни человека любого возраста. Поэтому не стоит стыдить ребенка за этот процесс или считать его грязным. Однако, также не стоит особо выделять его среди других сигналов человеческого тела.

Важно понимать, что слишком сильное внимание родителей к туалетным проблемам ребенка не поможет ему освоить этот навык, а может вызвать психологические проблемы или даже невротические нарушения. Главный совет в этой области – расслабиться и довериться ребенку, у него есть все необходимые предпосылки для решения этой задачи.

Приучаем малыша к горшку поэтапно

  1. Разместите в комнате вашего ребенка приобретенный вами горшок и попробуйте понятно объяснить ему, что это за новый предмет и зачем он нужен.
  2. Если ваш малыш не проявляет сразу никаких положительных эмоций к этому необычному предмету, просто дайте ему время привыкнуть к наличию горшка на его территории. Если же ваш ребенок относится к своему первому туалетному приспособлению доброжелательно, вы можете перейти к следующему этапу.
  3. В течение дня 2-3 раза посадите ребенка на горшок на несколько минут. При этом не нужно снимать штанишки (подгузник). Просто позвольте малышу начать воспринимать горшок как нечто естественное. Обычно этот этап занимает 7-10 дней.

image Будьте терпеливы и доброжелательны. В противном случае вы рискуете вызвать у вашего ребенка стойкое неприятие и протест.

Затем можно попробовать 2-3 раза в день сажать ребенка без штанишек (подгузника). При этом не пытайтесь подловить момент, когда малыш хочет писать. Так вы можете его только напугать. Наоборот, ребенок будет пытаться сдержать мочеиспускание, сидя на горшке. А вы, на самом деле, стремитесь к противоположному. Поэтому не спешите. Пусть все происходит естественным образом. На этот этап отведите не менее 1-2 недель. За это время вы можете более ясно сформировать в сознании вашего ребенка представление о назначении горшка.

Как это сделать? Вы можете каждый раз, когда будете снимать с ребенка подгузник, демонстративно бросать его в горшок. Вы можете попросить старшего ребенка использовать горшок на виду у младшего. Ведь малыши очень часто подражают старшим. И такой метод часто оказывается самым эффективным. Не забывайте постоянно объяснять все свои действия малышу. Не недооценивайте силу слов, даже если вам кажется, что ребенок не понимает все. Этот этап займет еще 1-2 недели. Теперь вы можете начинать сажать ребенка на горшок, когда вам кажется, что ему это действительно нужно. Например, после сна, еды, прогулки. Внимательно наблюдайте за ребенком.

Обычно, когда малышу хочется в туалет, он замирает, сосредотачивается, перестает играть. Именно в такие моменты вы можете предложить своему малышу горшок. Опять же, отведите на этот этап 1-2 недели. И только после последовательного прохождения всех этапов можно начинать обучать ребенка самостоятельному использованию горшка, который всегда должен стоять на одном месте и быть доступным для ребенка. Объясните, что теперь ребенок будет сам садиться на горшок, когда у него возникнет потребность. И повторяйте туалетный ритуал вместе с ним до автоматизма. Не скупитесь на похвалы и поощрения. Ведь для малыша они – самый главный стимул для прогресса.

Вы можете приучать ребенка к горшку в течение шести месяцев, десяти месяцев или года. Это очень индивидуально. У кого-то процесс занимает больше времени, у кого-то меньше. Будьте терпеливы и доброжелательны. И успех вам гарантирован.

Не ругайте и не наказывайте ребенка, если он не учится пользоваться туалетом так быстро, как вы хотели бы.

«Познакомиться» с горшком

Сначала нужно показать ему, что на горшке можно просто сидеть. Поэтому сначала достаточно посадить его на горшок, не требуя сразу использовать его по назначению. Однако родителям нужно быть внимательными, ведь малышу нельзя разрешать играть с горшком, иначе он начнет воспринимать его как игрушку.

Высаживать, когда малыш, вероятно, хочет в туалет

Если ребенок соглашается сидеть на горшочке, стоит попробовать сажать его в то время, когда, скорее всего, ему хочется сходить в туалет. Лучше делать это после еды, после сна.

Закрепить навык с помощью повторений

После того, как малыш ошибается, спокойно спросите его, куда нужно ходить в туалет. Если он не указывает на горшок, подведите его к нему и повторите: «Вот горшок. Сюда нужно ходить в туалет».

Следить за поведением

Если вы очень внимательно наблюдаете за ребенком, вы можете заметить, что перед мочеиспусканием или дефекацией он замедляет, задумывается. Некоторые дети вздрагивают, другие пытаются самостоятельно снять трусики или штанишки. Именно такие сигналы могут говорить о том, что пора садиться на горшок.

Воспринимать неудачи спокойно, хвалить за успехи

Не ругайте детей за неудачи и не расстраивайтесь из-за этого – со временем все обязательно получится. Все испытывают неудачи в течение определенного времени. Иногда удается научить малыша ходить в туалет за неделю-две, иногда на это уходит больше времени. Но если все делается правильно, обязательно похвалите ребенка и скажите ему, какой он молодец и как хорошо все сделал.

Превратить поход на горшок в ритуал

Необходимо последовательно и привычно выполнять все действия. Так малыш постепенно привыкнет к ним. Взрослый должен постепенно выполнять эти действия, рассказывая малышу, что он делает: «Снимаем трусики, садимся на горшок, надеваем трусики» и так далее. Так малышу будет легче привыкнуть к установленному порядку действий.

Условия успешного освоения горшка

Для того, чтобы научиться контролировать свой кишечник и мочевой пузырь, необходимо, чтобы органы были физиологически готовы, а также чтобы у ребенка была мотивация и достаточная зрелость психических функций.

Перед тем, как начать контролировать процесс, малышу нужно пройти важные этапы физиологического развития, а именно научиться замечать, когда ему нужно сходить в туалет, и контролировать сфинктеры мочевого пузыря и прямой кишки.

Нейроны, отвечающие за сфинктеры, не полностью созревают к моменту рождения ребенка, но они быстро достигают полной готовности к работе. Хорошим признаком физиологической готовности является умение ребенка ползать на четвереньках и уверенно сидеть. Примерно в это же время мочевой пузырь достигает достаточного размера для того, чтобы начать задерживать жидкость.

Приучение к горшку можно начинать после появления признаков физиологической готовности. Лучше делать это раньше, так как малыши обычно более заинтересованы и мотивированы, и они быстрее достигают результата. Более старшим детям может быть сложнее отвлечься от игры или общения со сверстниками, чтобы пойти в туалет.

Кроме физиологической возможности контролировать мышцы, ребенку нужно научиться слушать сигналы своего тела и захотеть оставаться сухим и чистым. Именно сочетание этих двух условий позволит ребенку научиться пользоваться горшком или унитазом.

Решение о том, что ребенок больше не хочет ходить в грязных подгузниках или белье, должно принимать сам ребенок. Помните, что совсем недавно он не задумывался об этом, а вы были рады изобретению подгузников. Перенастройка может занять время.

Использование внешней мотивации (похвала, награды или наказания) имеет свои плюсы и минусы. С одной стороны, внешняя мотивация может ускорить процесс приучения к горшку, но с другой стороны, она может отодвинуть формирование внутренней мотивации у ребенка быть сухим и чистым. Только сам ребенок может решить, что он хочет быть чистым и сухим, и это также связано с его желанием быть самостоятельным и похожим на взрослых.

Какой горшок выбрать

Намного удобнее научить ребенка использовать горшок, если вы выбрали правильный. Нельзя ориентироваться только на цвет горшка. При выборе горшка для ребенка следует учитывать следующие важные аспекты:

  1. Анатомия. Для девочек лучше выбирать горшок с круглой выемкой, а для мальчиков – с овальной. Чтобы малыш сидел прямо, стоит выбрать горшок, похожий на седло.

  2. Материал. Отличным вариантом будут горшки из пластика, так как они легче, практичнее и дешевле, чем керамические аналоги. Кроме того, пластик не так быстро остывает в помещении, что позволит избежать неприятных ощущений у ребенка во время использования горшка.

  3. Конструкция. Горшок должен быть устойчивым, чтобы избежать падения с полным горшком, что может стать неприятным событием для ребенка во время его знакомства с горшком.

  4. Простота. Стоит выбирать модели без излишеств, например, без звуков или света. Ребенок может подумать, что это новая игрушка, что не желательно в этом важном процессе.

Важно! Перед покупкой необходимо убедиться, что горшок не имеет неприятных запахов или выступающих элементов, которые могут причинить вред ребенку. Стоит покупать горшок у известных брендов, которые заботятся о своей репутации и о здоровье детей, а их товары имеют сертификаты качества.

Причины возможных неудач

Потерпеть неудачу в туалетной науке можно в любом возрасте. Есть несколько причин, почему это может произойти:

  1. Прорезывание зубов – лучше отложить процесс, так как дискомфорт и неприятные ощущения во рту могут мешать малышу сосредоточиться на чем-то другом.

  2. Увлеченность, например, мультиками. Малыш может предпочесть интересное занятие вместо похода в туалет. Но это пройдет со временем.

  3. Индивидуальные особенности. Если ребенок не хочет ходить в туалет в 1,5-2 года, это не означает, что он отстает в развитии. Требуется терпение со стороны родителей, и процесс со временем наладится.

  4. Чрезмерная активность. Ребенка нужно научить терпению и показать важность процесса.

Также страх может стать причиной нежелания сидеть на горшке. Вот некоторые причины страха перед горшком:

  1. Плохое первое знакомство. Горшок может показаться ребенку страшным, мокрым, холодным, дурно пахнущим и т.д.

  2. Травмы, ссадины. Падение или удар об горшок, а также неправильно обработанные края могут причинить ребенку боль.

  3. Отсутствие похвалы со стороны родителей. Ребенок на первых порах не понимает, что от него хотят, и поэтому препятствует высадке на горшок. Положительная реакция родителей поможет ребенку понять, что от него ожидают, и будет стимулировать его к дальнейшим попыткам.

  4. Раннее обучение. Принудительные методы высаживания могут вызвать негативный опыт и привести к нежеланию ребенка использовать горшок.

  5. Долгое высаживание на горшке. Некоторые родители пытаются достичь результата через длительное высаживание, даже если ребенок противится и устраивает истерики. Такой подход может негативно сказаться на психологическом состоянии ребенка.

  6. Фантазии. Дети часто фантазируют и рисуют себе в голове страшные ситуации, которые могут произойти на горшке. Важно поинтересоваться у ребенка о его страхах, обсудить их и успокоить его.

  7. Дискомфорт. Горшок может быть неподходящего размера, давить или натирать.

Чтобы преодолеть эти страхи и неудобства, можно:

  1. Подобрать новый горшок с участием ребенка.

  2. Отложить процесс приучения на некоторое время.

  3. Не ругать ребенка и не нервничать, так как дети чувствуют настроение родителей и могут переносить его на себя.

  4. Поставить новый горшок на видное место, чтобы ребенок привыкал к нему визуально. Затем можно вместе изучить горшок и показать, как им пользоваться.

  5. Придумать сказку или рассказ, чтобы создать приятную атмосферу вокруг ребенка и его горшка.

Важно помнить, что без давления и криков со стороны родителей, их помощь и терпение помогут ребенку преодолеть трудности, страхи и фобии, и привыкнуть к новой процедуре намного быстрее.

Почему ребенок отказывается ходить на горшок

В некоторых случаях родители могут столкнуться с категорическим протестом ребенка к горшку. Малыш отказывается даже присесть на него, и приучение в этом случае кажется невозможным. Что может быть причиной такой реакции на горшок? Есть несколько вариантов.

Кризисный момент
Иногда момент приучения к горшку совпадает у ребенка с периодом отрицания. Попытка заставить малыша «сходить на горшочек» оканчивается неудачей. Справиться со своенравностью крохи непросто, и главный помощник в том деле — время. Попробуйте убрать горшок на пару месяцев, и через время предложите ребенку вновь подружиться с ним.

На заметку! Бывает, что дети возрастом с 2,5 лет и более сознательно отказываются от горшка, но проявляют интерес к обычному унитазу, стараясь подражать взрослым. В этом случае предложите ребенку удовлетворить потребности со специальной накладкой на унитаз. Возможно, горшок и вовсе обойдет вас стороной и малыш будет ходить в общий туалет.

Первое впечатление
Если первое знакомство с предметом гигиены прошло неудачно, ребенок может запомнить этот момент и всеми силами избегать его повтора. Горшок был холодным, или неприятным на ощупь, а может малыш неуклюже сел и свалился с него, — в этом случае приучение к горшку может вызывать неприязнь.

Психологический стресс
Образование навыка чистоплотности может задержаться, если малыш находится в состоянии страха, беспокойства. Когда ребенок эмоционально не чувствует себя в безопасности, то может не только не воспринимать попытки обучения ходить на горшок, но и утратить этот навык, если он был приобретен. Появление нового члена семьи (ревностные чувства), определение в больницу, чрезмерная строгость — всё это откладывает момент приучения к горшку.

Обстановка в семье
Непроизвольные мочеиспускания у детей старше 2,5-3 лет могут быть связаны с неблагоприятной семейной обстановкой. При ссорах родителей, халатности в отношении формирования навыков гигиены ребенка, физических наказаниях (за испачканную одежду, нежелание садиться на горшок) малыш может реагировать отказом от попыток приучения, а в некоторых случаях даже сфинктерными расстройствами.

Ошибки родителей в процессе приучения к горшку

Период адаптации к использованию горшка может быть довольно напряженным как для ребенка, так и для родителей. Иногда всего одно слово может разрушить все достижения, которые были сделаны за несколько недель.

Чего следует избегать

  • Быть в состоянии стресса. Дети очень чувствительны к настроению взрослых, и если мама и папа постоянно нервничают из-за мокрых штанишек, то и ребенок будет переживать и у него все будет получаться значительно хуже;
  • Спешить. Вы должны двигаться в темпе ребенка, а не подгонять его, стремясь успеть к какой-то конкретной дате или просто чтобы похвастаться, что вы приучили ребенка к горшку всего за пять дней;
  • Стыдить. Задача родителей – поддержать ребенка в его самостоятельности. Наказывать, ругать и стыдить – значит унижать ребенка. Он уже сделал свои дела и не может ничего с этим поделать, ему и так грустно и плохо от этого;
  • Снова надевать подгузник. В процессе освоения горшка иногда происходит регресс. Обычно он длится не больше 5-7 дней, хотя, конечно, бывают и исключения. Но даже на этот срок лучше не возвращаться к использованию подгузников. Это только еще больше откатит ребенка назад;
  • Брезговать. Да, история с горшком не самая благоухающая. Однако на протяжении двух лет вы мыли попу ребенку, меняли подгузники, и сейчас ничего не изменилось. Показывая свою отвращение к мокрым и грязным штанам, вы не поддерживаете ребенка. Он еще не в состоянии понять ваше отношение к результату своих действий. Ему нужна поддержка и полное принятие.

Переход к использованию горшка – это сложное, но увлекательное приключение, которое каждому родителю предстоит пройти. Будьте уверены: вы рано или поздно справитесь с этим.

Практические советы по приучению ребенка к горшку

Итак, ребенок получил новый горшок и несколько комплектов удобной одежды. Что делать дальше?

Сначала мы показываем ребенку горшок и высаживаем его во время смены подгузников. Это делается для того, чтобы связать горшок с процессом справления нужды и включить его в распорядок дня малыша. Если ребенок что-то сделал, когда находился на горшке, мы говорим с ним об этом и продолжаем заниматься своими делами.

Через несколько дней или недель знакомства с горшком можно начать знакомство ребенка с трусиками. Мы обращаем внимание на то, что теперь у него нет памперса и периодически отправляем его на горшок (на этом этапе лучше придерживаться регулярного распорядка, а не спрашивать ребенка, хочет ли он на горшок). Если штаны все же промокли, мы просто следим за тем, чтобы ребенок заметил этот момент и меняем его белье.

Во время приучения к горшку рекомендуется хранить сменную одежду в ванной комнате. Во время смены белья всегда высаживаем ребенка на горшок, даже если уже поздно. Наша задача просто связать горшок и естественные потребности в голове ребенка.

Давайте ребенку как можно больше самостоятельности: пусть он пробует самостоятельно одеваться и раздеваться (или хотя бы активно помогает вам одевать и раздевать его), складывает грязное белье в корзину или стиральную машинку, протирает пол тряпкой или шваброй.

Избегайте наказаний и не ругайте ребенка, если он не успел добежать до туалета или не заметил, что ему пора в уборную. Вместо этого сосредоточьте свои усилия на том, чтобы помочь ему заметить свои потребности. Например, если ребенок справляет нужду через 15 минут после еды, просто отведите его на горшок через 10 минут, не дожидаясь инцидента. Чтобы лучше понимать процесс работы организма вашего ребенка, можно отмечать время, когда он справляет нужду, в специальной записной книжке. Этот дневник не только поможет вам при приучении к туалету, но и станет дополнительным источником информации в кабинете педиатра.

Помните, что процесс приучения к горшку может быть энергозатратным для родителей только вначале. Здесь нет магических пилюль или методик с высокой эффективностью. Наоборот, чем проще и понятнее для ребенка будет процесс, тем быстрее будет достигнут результат. По этой же причине мы не рекомендуем использовать игрушки и планшеты на горшке – внимание ребенка должно быть сосредоточено на работе собственного тела.

Как правило, малыши осваивают горшок в течение нескольких недель. Конечно, процесс требует времени и усилий, но результат не заставит себя ждать. Со временем горшок можно заменить на унитаз, но возможно потребуется специальная ступенька, чтобы ребенку было удобно использовать его.

Частые вопросы

Как приучить ребенка к горшку?

Приучение ребенка к горшку требует терпения и постоянства. Важно начать процесс постепенно, давая ребенку время адаптироваться к новому опыту. Можно начать сидеть ребенка на горшке после еды или сна, поощрять его, когда он делает маленькую нужду в горшок, и постепенно увеличивать время, проведенное на горшке.

В каком возрасте начинать садить ребенка на горшок?

Возраст, в котором начинать приучать ребенка к горшку, может варьироваться в зависимости от индивидуальных особенностей каждого ребенка. Однако, большинство детей готовы начать использовать горшок в возрасте около 2-3 лет. Важно следить за признаками готовности ребенка, такими как интерес к туалету, способность держать мочу и кишечник, и понимание понятий “сухой” и “мокрый”.

Полезные советы

СОВЕТ №1

Начинайте приучать ребенка к горшку в тот момент, когда он начинает проявлять интерес к туалету и показывает признаки готовности. Обычно это происходит в возрасте около 2-3 лет. Наблюдайте за ребенком и обратите внимание на его сигналы.

СОВЕТ №2

Создайте комфортные условия для ребенка. Поставьте горшок в доступном месте, где ребенок сможет легко добраться до него. Обеспечьте спокойную и уютную атмосферу в туалете. Помните, что давление и стресс могут затруднить процесс приучения к горшку.

СОВЕТ №3

Поощряйте и похвалите ребенка за каждый успешный шаг в приучении к горшку. Будьте терпеливыми и поддерживающими. Используйте положительное подкрепление, такое как похвала, награды или просто слова поддержки. Это поможет ребенку почувствовать себя увереннее и стимулирует его продолжать использовать горшок.

Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации