Развитие ребенка: сензитивные периоды

Что представляет собой сензитивный период и в какой момент лучше всего обучать малыша различным навыкам?

Какие периоды называют сензитивными

Все дети, независимо от своей национальности или социального статуса, развиваются одинаково в соответствии с учением известного педагога-психолога Монтессори. В течение первых шести лет жизни происходят несколько сензитивных периодов, когда дети особенно восприимчивы к окружающему миру. Эти периоды являются ключевыми для их развития.

Сензитивный период развития речи у детей

Возраст от 0 до года:

На определенном этапе, ближе к возрасту в 12 месяцев, малыш становится более общительным и начинает выражать свои эмоции. В первую очередь, он начинает подражать звукам, которые слышит вокруг. Иногда можно услышать, как ребенок даже пытается повторить взрослую речь, хотя пока это звучит нечетко, так как он еще не различает все нюансы. Эксперты утверждают, что развитие малышей, которые были на искусственном вскармливании или не получали достаточно материнской заботы, может проходить несколько иначе, чем у тех, кто имел более тесный контакт с матерью.

От года до трех лет:

Этот период является наиболее благоприятным для развития речи. Ребенок способен запоминать большое количество слов и повторять их. Если ребенок не слышит человеческую речь в этом возрасте, он может не научиться говорить нормально. Например, это относится к детям, которые выросли среди животных. Они не будут развиваться так же, как обычные дети, и их способность к общению будет сильно ограничена. Известные педагоги рекомендуют в этот период много общаться с ребенком, читать ему сказки, поддерживать любое общение, но не уклоняться от исправления неправильного произношения слов.

От трех до шести лет:

Многие дети в этом возрасте начинают обращать внимание на буквы. Они видят их в названиях магазинов, на различных вывесках. Иногда они сами пытаются нарисовать буквы на стенах, в песке, в снегу, собирать их из кубиков и палочек. Именно в этот период Монтессори рекомендует поддерживать интерес к буквам и, играя, изучать различные буквы. Ближе к пятилетнему возрасту появляется интерес к чтению. К этому времени ребенок уже может выучить практически все буквы без принуждения. Тогда чтение будет проще и приятнее.

Сензитивный период для восприятия порядка: от 0 до 3 лет

Приучение малыша к порядку можно осуществить без принуждения, просто используя его возрастные особенности. В примерно двухлетнем возрасте дети часто проявляют истерики и капризы. Интересно, что такое поведение чаще встречается в семьях, где не соблюдаются режимы питания, сна и бодрствования, а также не уделяется должное внимание аккуратности одежды и другим аспектам. То есть, нарушается определенный порядок. Для ребенка это имеет большое значение. Путем соблюдения режимов и систематического убора игрушек и одежды, как своей, так и ребенка, можно дать ему пример, который он будет следовать на протяжении всей своей жизни.

Сензитивный период сенсорного развития: от 0 до 5,5 лет

Сенсоры – это наши органы, которые позволяют нам воспринимать окружающую среду. Это включает в себя слух, нюх, зрение и тактильные ощущения. Когда ребенок начинает активно касаться предметов и тянуть их в рот, он начинает познавать мир вокруг себя. Постепенно он начинает различать звуки, цвета, запахи и различные текстуры. Хотя все это происходит естественным образом, мы можем помочь ребенку запомнить как можно больше разных ощущений. Например, мы можем играть с ним предметами, которые имеют разные формы, цвета и текстуры. Одна из рекомендуемых педагогами игр – это игра "волшебный мешок". В эту игру мы кладем разные предметы разной формы и размера, конечно, безопасные для ребенка. Мы также добавляем кусочки тканей и различных материалов. Ребенок может трогать и пытаться угадать, что это за предметы.

Сензитивный период восприятия маленьких предметов: от 1,5 до 5,5 лет

Играя с мелкими предметами, ребенок развивает свою мелкую моторику, что в свою очередь способствует улучшению его когнитивных способностей – то есть мыслительных навыков. Ладошки напрямую связаны с мозгом, поэтому когда ребенок выполняет какие-либо действия руками, такие как лепка из пластилина или теста, игры с песком, горохом, пуговицами, бусами или фасолью, происходит массаж и активация определенных участков ладоней и пальцев, что положительно сказывается на работе мозга. Поэтому важно позволять малышу играть с мелкими предметами, но при этом следить, чтобы он не засунул их в уши или нос. Лучше всего играть с такими предметами под присмотром или обеспечить максимальную безопасность ребенка, например, нанизав бусы или пуговицы на прочную нитку.

Сензитивный период движений и действий: от 1 до 4 лет

Когда малыш учится ходить, он часто падает, так как еще не полностью контролирует свое тело. Постепенно он становится лучше в этом навыке и количество падений уменьшается. Чтобы помочь ребенку улучшить координацию движений, можно позволить ему лазить по лестнице, взбираться на специальные горки-тренажеры, стоять на одной ноге или пытаться устоять на неустойчивых поверхностях. Важно проводить эти занятия только под присмотром взрослых, чтобы снизить риск получения травм.

Сензитивный период развития социальных навыков: от 2,5 до 6 лет

В данном периоде времени формируются навыки, которые называются этикетом или системой поведения в обществе. Это то, что впоследствии будет определяться как воспитанность или ее отсутствие. В этом возрасте дети подражают поведению своих близких родственников или тех, с кем они проводят большую часть времени. Если родители сами не являются воспитанными, то вероятность того, что ребенок будет вести себя так же, очень высока. Только через личный пример можно передать необходимые навыки общения с окружающими на подрастающее поколение. С рождения и до 6 лет малыш подобен губке, он жадно впитывает все, что его окружает, и происходит достаточно интенсивное развитие, которым можно воспользоваться, чтобы ненавязчиво обучить элементарным навыкам. Специально учить что-то делать не всегда получается качественно. Ребенок, в большинстве случаев, противится, особенно в раннем возрасте. Насильно не только не будет приятно, но и мало что научит. Однако, зная, к чему малыш в данном возрасте больше склонен, можно просто играть с ним или показывать на собственном примере, имея определенную цель обучения чему-то, и результаты будут гораздо лучше.

Частые вопросы

Какие сензитивные периоды существуют в развитии ребенка?

Существуют различные сензитивные периоды в развитии ребенка, такие как периоды чувствительности к движению, языку, социальным взаимодействиям и т.д.

Что происходит во время сензитивных периодов?

Во время сензитивных периодов ребенок проявляет особую заинтересованность и чувствительность к определенным аспектам развития. Он легко и быстро усваивает новые навыки и информацию, связанные с этими периодами.

Как родители и педагоги могут поддержать развитие ребенка в сензитивные периоды?

Родители и педагоги могут создать подходящую среду и предоставить ребенку возможности для развития во время сензитивных периодов. Это может включать предоставление игрушек и материалов, подходящих для развития определенных навыков, а также обеспечение поддержки и стимуляции в интересующих ребенка областях.

Полезные советы

СОВЕТ №1

Наблюдайте за своим ребенком и обратите внимание на его интересы и предпочтения. Сензитивные периоды – это временные окна развития, когда ребенок особенно открыт для определенных навыков и умений. Заметив, что ваш ребенок проявляет интерес к определенной деятельности, поддерживайте его в этом и предоставляйте возможности для развития.

СОВЕТ №2

Предоставьте ребенку подходящую среду для развития. Сензитивные периоды требуют определенных стимулов и возможностей для развития навыков. Обеспечьте ребенку доступ к игрушкам, материалам и активностям, которые соответствуют его интересам и сензитивным периодам. Создайте безопасное и стимулирующее окружение, где ребенок сможет свободно исследовать и развиваться.

СОВЕТ №3

Будьте гибкими и открытыми для изменений. Сензитивные периоды могут быть непредсказуемыми и изменчивыми. Важно быть готовыми к тому, что интересы и потребности ребенка могут меняться со временем. Будьте готовы адаптироваться и поддерживать развитие ребенка, давая ему возможность исследовать новые области и интересы.

Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации