В период подросткового возраста, который часто считается самым сложным как для самих подростков, так и для их родителей, происходит половое созревание и изменение психических функций, а следовательно, и поведения. Под девиантным поведением подростков понимается совокупность поступков и действий, которые нарушают общепринятые социальные нормы и моральные ценности.
Такие подростки наносят вред как себе, так и своим близким.
Что такое девиантное поведение?
Это состояние является одной из форм психического расстройства. Приблизительно 50% подростков в возрасте от 13 до 18 лет сталкиваются с этой проблемой. Чаще всего такое поведение наблюдается у молодых людей и девушек из неблагополучных семей, а также у сирот и детей, воспитывающихся в интернатах. Основная причина – психологическая.
Если родители не оказывают должную поддержку, это состояние может привести к асоциальной жизни ребенка (алкоголизм, курение, воровство, драки, бродяжничество).
Симптомы этого отклонения включают:
- равнодушие;
- сдержанность в выражении эмоций;
- замкнутость;
- попрошайничество;
- привлечение к алкоголю;
- агрессивность;
- повышенная возбудимость и раздражительность;
- отсутствие желания учиться в школе;
- изменчивое настроение;
- зависимость от гаджетов;
- прогулы уроков;
- частые конфликты с родителями, сверстниками и учителями;
- истерики;
- упрямство;
- использование запрещенных препаратов;
- сильное стремление к абстрактному мышлению;
- попытки суицида;
- частые уходы из дома;
- бродяжничество с неблагополучной компанией;
- эксцентричность в одежде;
- неприятие интересов других людей;
- пренебрежение нормами поведения и законами;
- сильная эмоциональная реакция на критику.
Лечение этого расстройства включает психотерапию (индивидуальные или групповые сеансы), стабилизацию эмоционального состояния, развитие внимания и мышления, повышение интеллекта, занятия спортом и применение лекарств (дополнительный метод лечения).
Применение медикаментов осуществляется только при строгих показаниях и при наличии в истории психотических расстройств с агрессией и суицидальными наклонностями.
Формы девиантного поведения
Существуют различные формы девиантного поведения у детей:
- Аддиктивная. Подростки, испытывающие такую форму поведения, стремятся получить сильные эмоции. Они уходят от реальности, злоупотребляя наркотическими веществами, алкоголем, курением, токсикоманией, а также сосредотачивают внимание на различных стимулах (мастурбация, транс).
- Делинквентная. Подростки, проявляющие такую форму поведения, начинают вести преступный образ жизни (вымогание денег у других детей, воровство, шантаж, насилие, разбой). Часто это приводит к судимости.
- Патохарактерологическая. У таких подростков появляются симптомы психопатии (эпилептоидной, шизоидной или истероидной). Это патологическое состояние, при котором наблюдаются стойкие нарушения поведения и характера, серьезно влияющие на личность подростка.
- Гиперспособность. Это наименее опасная и наиболее благоприятная форма данной патологии. Такие дети могут обладать невероятными способностями и талантами, которые отклоняются от общепринятых норм.
- Психопатологическая. Для этой формы характерно присутствие признаков психического заболевания (апатия, поднятое настроение, возбуждение и выраженная активность).
Существуют положительная (когда ребенок нарушает общественные нормы ради творчества и достижений), отрицательная (когда нет никакой пользы) и нейтральная формы девиантного поведения.
Причины девиантного поведения
Нарушению норм и неправильному поведению детей подросткового возраста способствуют:
- Неблагоприятное социальное окружение (близкий контакт с детьми из неблагополучных семей, курильщиками, наркоманами, бездомными, бродягами).
- Потеря кормильца (воспитание в неполной семье). Для нормального воспитания ребенка в семье должны присутствовать и мать, и отец.
- Недостаточное участие одного из родителей в воспитании ребенка (раздельное проживание, частые и длительные командировки).
- Воспитание ребенка в условиях сильного подчинения. Это приводит к тому, что подростку все запрещается, и он желает испытать вкус жизни.
- Отсутствие навыков в общении с противоположным полом. Это возможно, когда у ребенка нет старших примеров, на которые он мог бы ориентироваться.
- Частые ссоры в семье.
- Неправильное воспитание.
- Наличие наркоманов и алкоголиков в семье.
- Неправильная работа педагогов.
- Наследственная предрасположенность. Дети часто повторяют поведение родителей. Фактором риска является наличие аномальных черт характера у отца или матери.
- Недостаточный надзор со стороны родителей.
- Нарушение работы центральной нервной системы. Часто обнаруживается в анамнезе. Может быть связано с черепно-мозговыми травмами (сотрясениями, ушибами, диффузными аксональными повреждениями) и вирусными заболеваниями (энцефалитами).
- Резкое изменение гормонального фона (повышение уровня мужских половых гормонов).
- Наличие психологических проблем (фобий, комплексов, избыточной мечтательности).
В основе развития этой патологии лежат условия воспитания, физическое развитие и социальное окружение.
Классификация
Первая классификация выделяет следующие типы данной патологии:
1. Повиновение (ребенок соглашается как с целями, так и средствами их достижения);
2. Инновация (ребенок соглашается с целями, но не средствами их достижения);
3. Ретретизм (полный отказ от социальных норм и правил);
4. Ритуализм (сохраняются традиции, но цель исчезает);
5. Мятеж (имеется цель установить свои нормы и порядки).
Другая классификация (Ф. Патаки) выделяет преддевиантный синдром (враждебность, низкий уровень интеллекта, конфликты в семье, отсутствие желания учиться) и основу (она выделяет пьянство, криминальность, наркоманию и склонность к суициду).
Девиантное поведение детей дошкольного возраста бывает агрессивным, пассивным и вспыльчивым. Агрессия может быть вербальной (дети дразнят окружающих, ругаются и оскорбляют их) и физической (дерутся, обижаются, ломают игрушки, неаккуратно относятся к вещам).
Профилактика
Чтобы предотвратить нежелательное поведение у подростков, необходимо принять следующие меры:
- Посвятить ребенка вниманию и заботе.
- Сформировать полноценную семью.
- Помогать ему преодолевать трудности.
- Научить правильному общению со сверстниками и взрослыми (учителями).
- Заинтересовать его трудом.
- Предоставить возможность выбора увлечений.
- Избегать конфликтов в семье.
- Обеспечить все необходимые условия для комфортного проживания.
- Обеспечить полноценное питание.
- Уделять внимание физическому развитию подростка.
- Подобрать ему хорошую компанию для общения, исключив контакт с наркоманами и бродягами.
- Ограничить время, проводимое им за компьютером и телефоном.
- Отказаться от физического наказания.
- Возбудить интерес к обучению, посещению различных секций и занятию спортом.
- Избегать головных травм.
- Показывать подростку правильный пример (не злоупотреблять алкоголем на его глазах, вести здоровый и активный образ жизни).
Существуют различные способы профилактики, но нет специфической профилактики для данной проблемы.
Частые вопросы
Какие правила помогут родителям предотвратить антиобщественное поведение у детей?
1. Установите четкие границы и правила поведения, которые должны быть соблюдены в семье. Это поможет детям понять, что некоторые действия неприемлемы и имеют последствия.
2. Учите детей эмпатии и уважению к другим. Объясните им, что их действия могут повлиять на других людей и что они должны быть внимательными и заботливыми.
Какие последствия могут быть, если родители не следуют правилам для предотвращения антиобщественного поведения детей?
Если родители не уделяют достаточно внимания предотвращению антиобщественного поведения у детей, могут возникнуть следующие проблемы:
– Дети могут стать агрессивными и непослушными, что может привести к конфликтам в семье и в школе.
– Дети могут стать изолированными от сверстников и иметь проблемы с социальной адаптацией.
– Дети могут развить негативные установки и поведенческие проблемы, которые могут сопровождать их взрослую жизнь.
Полезные советы
СОВЕТ №1
Установите четкие правила и границы поведения для своих детей. Объясните им, что некоторые действия неприемлемы и могут иметь негативные последствия для них и для окружающих.
СОВЕТ №2
Будьте примером для своих детей. Помните, что они наблюдают за вами и повторяют ваше поведение. Поэтому старайтесь быть терпимыми, вежливыми и уважительными к другим людям.
СОВЕТ №3
Обучайте своих детей навыкам эмоционального контроля. Помогайте им разбираться в своих чувствах и научите их адекватно реагировать на различные ситуации, не прибегая к агрессии или насилию.
СОВЕТ №4
Уделяйте внимание коммуникации с детьми. Слушайте их, задавайте вопросы, выражайте свои мысли и чувства. Таким образом, вы сможете лучше понять их потребности и помочь им развивать социальные навыки.