14 важных правил для родителей, чтобы не допустить антиобщественного поведения детей

В период подросткового возраста, который часто считается самым сложным как для самих подростков, так и для их родителей, происходит половое созревание и изменение психических функций, а следовательно, и поведения. Под девиантным поведением подростков понимается совокупность поступков и действий, которые нарушают общепринятые социальные нормы и моральные ценности.

Такие подростки наносят вред как себе, так и своим близким.

Что такое девиантное поведение?

imageЭто состояние является одной из форм психического расстройства. Приблизительно 50% подростков в возрасте от 13 до 18 лет сталкиваются с этой проблемой. Чаще всего такое поведение наблюдается у молодых людей и девушек из неблагополучных семей, а также у сирот и детей, воспитывающихся в интернатах. Основная причина – психологическая.

Если родители не оказывают должную поддержку, это состояние может привести к асоциальной жизни ребенка (алкоголизм, курение, воровство, драки, бродяжничество).

Симптомы этого отклонения включают:

  • равнодушие;
  • сдержанность в выражении эмоций;
  • замкнутость;
  • попрошайничество;
  • привлечение к алкоголю;
  • агрессивность;
  • повышенная возбудимость и раздражительность;
  • отсутствие желания учиться в школе;
  • изменчивое настроение;
  • зависимость от гаджетов;
  • прогулы уроков;
  • частые конфликты с родителями, сверстниками и учителями;
  • истерики;
  • упрямство;
  • использование запрещенных препаратов;
  • сильное стремление к абстрактному мышлению;
  • попытки суицида;
  • частые уходы из дома;
  • бродяжничество с неблагополучной компанией;
  • эксцентричность в одежде;
  • неприятие интересов других людей;
  • пренебрежение нормами поведения и законами;
  • сильная эмоциональная реакция на критику.

Лечение этого расстройства включает психотерапию (индивидуальные или групповые сеансы), стабилизацию эмоционального состояния, развитие внимания и мышления, повышение интеллекта, занятия спортом и применение лекарств (дополнительный метод лечения).

Применение медикаментов осуществляется только при строгих показаниях и при наличии в истории психотических расстройств с агрессией и суицидальными наклонностями.

Формы девиантного поведения

изображениеСуществуют различные формы девиантного поведения у детей:

  1. Аддиктивная. Подростки, испытывающие такую форму поведения, стремятся получить сильные эмоции. Они уходят от реальности, злоупотребляя наркотическими веществами, алкоголем, курением, токсикоманией, а также сосредотачивают внимание на различных стимулах (мастурбация, транс).
  2. Делинквентная. Подростки, проявляющие такую форму поведения, начинают вести преступный образ жизни (вымогание денег у других детей, воровство, шантаж, насилие, разбой). Часто это приводит к судимости.
  3. Патохарактерологическая. У таких подростков появляются симптомы психопатии (эпилептоидной, шизоидной или истероидной). Это патологическое состояние, при котором наблюдаются стойкие нарушения поведения и характера, серьезно влияющие на личность подростка.
  4. Гиперспособность. Это наименее опасная и наиболее благоприятная форма данной патологии. Такие дети могут обладать невероятными способностями и талантами, которые отклоняются от общепринятых норм.
  5. Психопатологическая. Для этой формы характерно присутствие признаков психического заболевания (апатия, поднятое настроение, возбуждение и выраженная активность).

Существуют положительная (когда ребенок нарушает общественные нормы ради творчества и достижений), отрицательная (когда нет никакой пользы) и нейтральная формы девиантного поведения.

Причины девиантного поведения

Нарушению норм и неправильному поведению детей подросткового возраста способствуют:

  1. Неблагоприятное социальное окружение (близкий контакт с детьми из неблагополучных семей, курильщиками, наркоманами, бездомными, бродягами).
  2. Потеря кормильца (воспитание в неполной семье). Для нормального воспитания ребенка в семье должны присутствовать и мать, и отец.
  3. Недостаточное участие одного из родителей в воспитании ребенка (раздельное проживание, частые и длительные командировки).
  4. Воспитание ребенка в условиях сильного подчинения. Это приводит к тому, что подростку все запрещается, и он желает испытать вкус жизни.
  5. Отсутствие навыков в общении с противоположным полом. Это возможно, когда у ребенка нет старших примеров, на которые он мог бы ориентироваться.
  6. Частые ссоры в семье.
  7. Неправильное воспитание.
  8. Наличие наркоманов и алкоголиков в семье.
  9. Неправильная работа педагогов.
  10. Наследственная предрасположенность. Дети часто повторяют поведение родителей. Фактором риска является наличие аномальных черт характера у отца или матери.
  11. Недостаточный надзор со стороны родителей.
  12. Нарушение работы центральной нервной системы. Часто обнаруживается в анамнезе. Может быть связано с черепно-мозговыми травмами (сотрясениями, ушибами, диффузными аксональными повреждениями) и вирусными заболеваниями (энцефалитами).
  13. Резкое изменение гормонального фона (повышение уровня мужских половых гормонов).
  14. Наличие психологических проблем (фобий, комплексов, избыточной мечтательности).

В основе развития этой патологии лежат условия воспитания, физическое развитие и социальное окружение.

Классификация

Первая классификация выделяет следующие типы данной патологии:

1. Повиновение (ребенок соглашается как с целями, так и средствами их достижения);

2. Инновация (ребенок соглашается с целями, но не средствами их достижения);

3. Ретретизм (полный отказ от социальных норм и правил);

4. Ритуализм (сохраняются традиции, но цель исчезает);

5. Мятеж (имеется цель установить свои нормы и порядки).

Другая классификация (Ф. Патаки) выделяет преддевиантный синдром (враждебность, низкий уровень интеллекта, конфликты в семье, отсутствие желания учиться) и основу (она выделяет пьянство, криминальность, наркоманию и склонность к суициду).

Девиантное поведение детей дошкольного возраста бывает агрессивным, пассивным и вспыльчивым. Агрессия может быть вербальной (дети дразнят окружающих, ругаются и оскорбляют их) и физической (дерутся, обижаются, ломают игрушки, неаккуратно относятся к вещам).

Профилактика

Чтобы предотвратить нежелательное поведение у подростков, необходимо принять следующие меры:

  1. Посвятить ребенка вниманию и заботе.
  2. Сформировать полноценную семью.
  3. Помогать ему преодолевать трудности.
  4. Научить правильному общению со сверстниками и взрослыми (учителями).
  5. Заинтересовать его трудом.
  6. Предоставить возможность выбора увлечений.
  7. Избегать конфликтов в семье.
  8. Обеспечить все необходимые условия для комфортного проживания.
  9. Обеспечить полноценное питание.
  10. Уделять внимание физическому развитию подростка.
  11. Подобрать ему хорошую компанию для общения, исключив контакт с наркоманами и бродягами.
  12. Ограничить время, проводимое им за компьютером и телефоном.
  13. Отказаться от физического наказания.
  14. Возбудить интерес к обучению, посещению различных секций и занятию спортом.
  15. Избегать головных травм.
  16. Показывать подростку правильный пример (не злоупотреблять алкоголем на его глазах, вести здоровый и активный образ жизни).

Существуют различные способы профилактики, но нет специфической профилактики для данной проблемы.

Частые вопросы

Какие правила помогут родителям предотвратить антиобщественное поведение у детей?

1. Установите четкие границы и правила поведения, которые должны быть соблюдены в семье. Это поможет детям понять, что некоторые действия неприемлемы и имеют последствия.

2. Учите детей эмпатии и уважению к другим. Объясните им, что их действия могут повлиять на других людей и что они должны быть внимательными и заботливыми.

Какие последствия могут быть, если родители не следуют правилам для предотвращения антиобщественного поведения детей?

Если родители не уделяют достаточно внимания предотвращению антиобщественного поведения у детей, могут возникнуть следующие проблемы:

– Дети могут стать агрессивными и непослушными, что может привести к конфликтам в семье и в школе.

– Дети могут стать изолированными от сверстников и иметь проблемы с социальной адаптацией.

– Дети могут развить негативные установки и поведенческие проблемы, которые могут сопровождать их взрослую жизнь.

Полезные советы

СОВЕТ №1

Установите четкие правила и границы поведения для своих детей. Объясните им, что некоторые действия неприемлемы и могут иметь негативные последствия для них и для окружающих.

СОВЕТ №2

Будьте примером для своих детей. Помните, что они наблюдают за вами и повторяют ваше поведение. Поэтому старайтесь быть терпимыми, вежливыми и уважительными к другим людям.

СОВЕТ №3

Обучайте своих детей навыкам эмоционального контроля. Помогайте им разбираться в своих чувствах и научите их адекватно реагировать на различные ситуации, не прибегая к агрессии или насилию.

СОВЕТ №4

Уделяйте внимание коммуникации с детьми. Слушайте их, задавайте вопросы, выражайте свои мысли и чувства. Таким образом, вы сможете лучше понять их потребности и помочь им развивать социальные навыки.

Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации