Артикуляционная гимнастика для деток 3-4 лет

Артикуляционная гимнастика может стать для малыша не только занятием, но и приятным времяпрепровождением в компании его мамы.

image

Что такое артикуляционная гимнастика

Артикуляционная гимнастика представляет собой набор простых упражнений, направленных на развитие речевого аппарата, включая язык, губы и нижнюю челюсть. Она также может включать дыхательные упражнения. Возможность того, что ребенок в возрасте трех-четырех лет не может произнести некоторые звуки или заменяет одни буквы другими, путает слоги в длинных словах, является нормой. Например, в этом возрасте ребенок может не произносить букву "р" и заменять ее на "л" или "й", говоря "кайова" вместо "корова", или смягчать и заменять звуки, говоря "Масенька" вместо "Машенька" и так далее. Для произнесения различных звуков человек выполняет множество движений языком, губами и выдыхает воздух. Ребенок обязательно научится этому, но вы можете помочь ему немного облегчить задачу с помощью артикуляционной гимнастики.

Рекомендации по проведению занятий

Лучше всего представить артикуляционные упражнения ребенку в виде игры. Вы можете заниматься артикуляцией в любое свободное время – во время поездки в садик и обратно, во время прогулки или дома. Это особенно хорошо делать, когда ребенок здоров и находится в хорошем настроении. Вы можете заниматься даже в том случае, если у ребенка нет серьезных проблем с речью – просто для улучшения развития. Если у ребенка есть реальные проблемы с произношением звуков, то такие упражнения могут помочь ему преодолеть трудности. Рекомендуется делать упражнения ежедневно, чтобы навык закрепился. Можно даже повторять их несколько раз в день. Специалисты советуют делать упражнения перед зеркалом, чтобы ребенок мог видеть свое и ваше лицо. Начните с упражнений для губ. Например, сыграйте в «слоника» (вытяните губы в «хобот»), в «уточку» (покажите ребенку, как сделать из губ «клюв», как у уточки: вытяните губы вперед, сожмите их снизу большими пальцами, сверху – указательными), в «лошадку» (пофыркайте). Попросите показать «заборчик»: растянуть губы в улыбке, оставив зубы сомкнутыми. Упражнения для языка также могут быть разнообразными. Попросите ребенка почистить зубки языком – провести им сначала по внешней стороне верхних зубов, потом нижних. Попробуйте достать языком до носа. Оближите верхнюю губу кончиком языка, потом нижнюю. Оближите верхнюю губу, высунув язык как можно дальше (при этом можете намазать ребенку под носиком, например, варенье или шоколад, чтобы он его слизал). Попросите высунуть язык и сделать из него «чашечку», сделайте из языка «трубочку». Упражнения для челюсти могут включать различные «дразнилки»: широко откройте рот и покажите друг другу язык, сопровождая это произнесением звуков «аааа», «ээээ». Откройте рот, подвигайте челюстью вправо, влево, вперед. Существует множество подобных упражнений, чтобы выбрать те, которые вам нравятся, обратитесь к врачу, чтобы он рассказал вам, какие именно упражнения подойдут вашему ребенку, чтобы научиться правильно произносить тот или иной звук.

Частые вопросы

Какие преимущества имеет артикуляционная гимнастика для детей 3-4 лет?

Артикуляционная гимнастика для детей 3-4 лет имеет множество преимуществ. Она помогает развивать речевые навыки, улучшает артикуляцию и произношение звуков, способствует развитию мелкой моторики и координации движений. Кроме того, артикуляционная гимнастика помогает улучшить память, внимание и концентрацию у детей.

Какие упражнения можно включить в артикуляционную гимнастику для детей 3-4 лет?

В артикуляционную гимнастику для детей 3-4 лет можно включить различные упражнения. Например, упражнения на произношение звуков, такие как “ш-ш-ш”, “ж-ж-ж”, “т-т-т”. Также можно использовать игры с движением губ и языка, например, “лепешки” или “язычок-шалунчик”. Важно подбирать упражнения, которые будут интересны и понятны детям, чтобы они с удовольствием выполняли их.

Как часто нужно проводить артикуляционную гимнастику для детей 3-4 лет?

Частота проведения артикуляционной гимнастики для детей 3-4 лет зависит от индивидуальных особенностей каждого ребенка. Однако, в среднем, рекомендуется проводить занятия 2-3 раза в неделю. Важно помнить, что регулярность занятий является ключевым фактором для достижения положительных результатов. Поэтому родителям следует постоянно мотивировать и поддерживать детей в выполнении упражнений артикуляционной гимнастики.

Полезные советы

СОВЕТ №1

Проводите артикуляционную гимнастику в игровой форме. Дети в этом возрасте очень любят играть, поэтому превратите упражнения в интересные игры. Например, предложите ребенку повторять движения, имитируя различных животных или персонажей из сказок.

СОВЕТ №2

Используйте музыку и песни во время гимнастики. Музыка помогает детям лучше запоминать движения и делает занятия более увлекательными. Выбирайте песни с яркими и четкими словами, чтобы ребенок мог повторять за вами и выполнять движения в ритме музыки.

СОВЕТ №3

Учитывайте индивидуальные особенности каждого ребенка. Некоторые дети могут испытывать трудности с определенными движениями или звуками. В таких случаях необходимо быть терпеливым и помогать ребенку преодолевать трудности. Постепенно увеличивайте сложность упражнений, но не заставляйте ребенка делать то, что ему трудно или вызывает дискомфорт.

Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации